
Начало. Конечно, сразу интересно определить свой тип менталитета. «Нашла» себя в аристократическо-интельном типе. И вспомнила, как приехала в далеком 2001 году жить в Москву, я попала в тот менталитет, который мне был понятен, в который я «влилась» быстро и стала чувствовать себя абсолютно комфортно.
Довольно тяжело встретить людей с таким же мировоззрением, как и у тебя, чтобы понимали с полуслова или говорили вслух то, о чем ты сам думаешь. Как-то я ехала из Киева, и познакомилась с девушкой, зовут ее Инной. Знакомству больше способствовало то, что с нами в купе были два товарища, так сказать, которые ехали покорять Москву и настойчиво нам предлагали коньяк. Мы крепко держали оборону, как-то сразу нашли много общих интересов и были практически спина к спине:) Так вот это знакомство переросло в хорошую, довольно крепкую дружбу. При чем основанную не на девчачьих обсуждениях мальчиков, а на совсем других совместных интересах. Нам не чуждо обсуждать мужчин, но зачастую это или просто краткий рассказ про то, что происходит в нашей жизни или обсуждения психологической сущности мужчин в целом:) но это.. ну не то, чтобы скучно, но почему-то мы намного больше увлекаемся разговорами о живописи, выставках, фото, планах на жизнь, каких-то бизнес-проектах, и, конечно, о путешествиях.
Довольно тяжело встретить людей с таким же мировоззрением, как и у тебя, чтобы понимали с полуслова или говорили вслух то, о чем ты сам думаешь. Как-то я ехала из Киева, и познакомилась с девушкой, зовут ее Инной. Знакомству больше способствовало то, что с нами в купе были два товарища, так сказать, которые ехали покорять Москву и настойчиво нам предлагали коньяк. Мы крепко держали оборону, как-то сразу нашли много общих интересов и были практически спина к спине:) Так вот это знакомство переросло в хорошую, довольно крепкую дружбу. При чем основанную не на девчачьих обсуждениях мальчиков, а на совсем других совместных интересах. Нам не чуждо обсуждать мужчин, но зачастую это или просто краткий рассказ про то, что происходит в нашей жизни или обсуждения психологической сущности мужчин в целом:) но это.. ну не то, чтобы скучно, но почему-то мы намного больше увлекаемся разговорами о живописи, выставках, фото, планах на жизнь, каких-то бизнес-проектах, и, конечно, о путешествиях.
Инна работает продакт-менеджером в тур.сфере, и ее работа для меня как эталон, чего бы я хотела, если работать на кого-то. Конечно, сейчас командировок стало не так много (кризисизм же ;) ), но зато она ездит сама куда-нибудь. Кстати, один из живых примеров, что поехать отдохнуть можно не обязательно за большие деньги. Если задаться целью, то всегда можно найти билеты по акции, гостиницы с уникальными предложениями и заранее организовать себе экскурсии. Конечно, то, что работает в этой сфере тоже играет роль, но все ведь, в первую очередь, зависит от нее. Так вот ее менталитет это не Москва. И не Россия даже. Это Европа. На все возможные проценты, которые существуют. Они принимает менталитет России, но то, что окружает ее, старается (может быть даже неосознанно) изменить под свой менталитет. И мне ее виденье мира очень и очень близко. Я первый раз встретила человека, который увлеченно рассказывает про Транссерфинг реальности, про Бодо Шеффера и Киосаки, про свободный образ жизни, про фриланс, про любимого ею Яна Вермера, которая сама изучает французский и пошла в колледж, где все преподают на английском языке, которая безумно любит выставки и музеи, в которой сочетаются мудрость, ум, веселость, искренность и доброта. При этом она совершенно не скучна. Она живет по своей линии жизни, очень эмоционально, надо заметить, живет по своим принципами, но свой менталитет не навязывает никому. Если человек сам заинтересуется ее представлениями о жизни, расскажет, но пропагандировать – нет.
И вот что интересно, когда я стала изучать разность менталитетов между Россией, Украиной и Европой, то Европа для меня была олицетворением Инны:) при чем в лучшем своем представлении. Конечно, есть везде минусы, есть недостатки, но они, зачастую, компенсируются плюсами.
Некий Сергей Беляев распространил (или за него распространили) в Интернете статью из двух частей, где описывает разницу между менталитетами. Не сказать, что я согласна с его мнением. Из статьи я почерпнула только, скорее, историческую часть возникновения менталитета, которая кое-что действительно объясняет.
Как говорит С.Б., в Европе менталитет формировался на основе теории Вебера и Маслоу. Основаны они на рационализме, планомерной и трезвой реализации поставленной цели, удовлетворении потребностей. Выделяет следующее описание мотивационного принципа западного человека:
1. стремление к достижению цели
2. полагаться только на себя
3. к цели нужно стремиться поэтапно
4. действия должны быть рациональными
В России же потребности возникли на базе православной этики, заложившей нравственную основу. Так или иначе российский менталитет отталкивается от грехов, которые описаны в Библии. На сдерживании себя в потребностях, на страданиях, только после этого будет возможна самоактулизация.
Т.е. если у нас Грехом является тщеславие, то по Маслоу это удовлетворение потребности в признании. Если для нас Грех обжорство, то для них это первая ступень удовлетворения своих потребностей – физиологические. И т.д.
Для России характерно – «будь как все». Это имеет негативную и положительную стороны. Первое – понятно: высунулся, изменился, сделал шаг – непонимание со стороны общества. Это то, с чем лично я столкнулась, когда решила уезжать из Москвы. Сработал принцип, что из Москвы не уезжают, что только здесь и нигде больше, можно жить и работать, получать деньги, тратить их и вообще, быть человеком. Забывая при этом, что есть вещи на порядок выше и не в деньгах-то счастье. По-крайней мерее не для всех это так. Из непонимания вытекает сначала высмеивание, которое перерастает в зависть, а потом в уравнивание. Будь как все! А второе, положительное, если человеку хуже, чем остальным, то коллектив обязательно поможет. Даже когда этого не просят. Поэтому у нас распространенно всевиденье, нас всех так любят рассматривать и обсуждать наше окружение. Из этого вытекает всеобщение. Чаепитение на работе, традиционное курение возле офиса и не дай бог тебе отказаться от пьянки на работе… Для нас мотивацией являются личная преданность и эмоциональная мотивация, т.е. стремление к деньгам и богатству не столько рационально, как у западного человека, сколько по наплыву эмоций, которые охватили человека. Особым видом мотивации является система льгот. Потому что их получают при определенном статусе. А статус это является воплощением принципа личной преданности.

Мне близок менталитет Европы, я его понимаю, принимаю и, пожалуй, стремлюсь к тем принципам и представлениям. Мне достаточно тяжело в Украине, потому что там как-то все медленнее, чем мне надо. Я вполне комфортно ощущаю себя в России, хотя часто говорю, чтобы мы не забывали, в какой стране живем:)
Как мне кажется, в этих теориях есть рациональное звено. Действительно, западные страны живут намного более рационально, для них привычен и приемлем более прогрессивный образ жизни, работы и т.д. У нас же все вертится на уровне низов и если кто-то полез в князи, то с прошлым его связывает мало что, потому что там остается не только хорошие воспоминания, но много зависти и ее последствия. Потому что стал «не как все». К тому же мы по-разному смотрим на понятия «свобода». Только совсем недавно стали появляться граждане, которые работая «свободно» все равно работают, а не бездельничают. Для многих свобода это лень. А для западного человека – возможность работать без ограничений и так, как удобно ему. Украинцы действительно очень любят свою страну, обожают природу и очень эмоциональны.
Отправить комментарий